Skipper A.M. (Ариткин Михаил) (aritkin) wrote,
Skipper A.M. (Ариткин Михаил)
aritkin

Торжок. Собор Спаса-Преображения.



Православный соборный храм, расположенный в городе Торжок Тверской области. Выстроен в начале XIX столетия и является памятником и одним из объектов культового зодчества, выполненным в архитектурном стиле «ампир». Закрыт в начале XX столетия и до настоящего времени не действующий.

Торжок – раскинувшийся по обеим берегам реки Тверцы старинный торговый город, о чем говорит само его название – издавна славился обилием православных церквей, соборов, монастырей, выстроенных, в основном, на пожертвования купечества.

В XII столетии правобережную часть Торжка занимало «Нижнее городище» – боярский центр с вечевой площадью и деревянным Спасо-Преображенским городским собором. Доцент кафедры истории Древнего Мира Тверского государственного университета, кандидат исторических наук Петр Дмитриевич Малыгин, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, в летописях под 1163 годом нашел первое упоминание о соборе Преображения Господня.

Следующие сведения о соборном храме датируются 1238 годом. Тогда, после двухнедельной осады Торжка монголо-татарами город пал, и все деревянные постройки, в том числе и Преображенский собор, были сожжены дотла. Более столетия место православной святыни пустовало, пока в 1364 году на пожертвования купцов из Торжка и Новгорода не возвели новый каменный храм, освятив его, как и предыдущий, в честь Преображения Господня. А уже в 1372 году, в тяжелое время междоусобных войн в новом соборе приняли мученическую смерть от огня и дыма горожане, укрывшиеся там от войска тверского князя Михаила Александровича, захватившего и разорившего город.

В 1408 году в Спасо-Преображенском соборе появилась святыня – мощи святой благоверной княгини Иулиании Вяземской (Новоторжской), принявшей мученическую смерть за целомудрие за два года до того. Чудесным образом обретенные останки благоверной Иулиании были торжественно перенесены в собор и погребены в каменной гробнице под правым престолом.

Кроме главного престола, освященного в честь Преображения Господня, в соборе были устроены два придела: Входа Господня в Иерусалим и Пречистой Богородицы Одигитрии (Муромской), бывшие неотъемлемой частью Спасо-Преображенского собора до середины XIX столетия.

К началу XVII столетия каменный Спасо-Преображенский собор являлся композиционной доминантой, вокруг которой располагались небольшие деревянные храмы (святителей Кирилла и Афанасия, Николая Угодника, Жен-Мироносиц), о которых упоминается в Писцовой книге Торжка за 1625 год. В этой же книге описывается внутреннее убранство собора: яркая фресковая живопись, украшенные дорогими окладами иконы, Царские врата из золота, богатая церковная утварь, инкрустированные драгоценными камнями кресты, старинные богослужебные книги. Все это великолепие появилось в соборе благодаря богатым пожертвованиям представителей дворянского и купеческого сословий – Тыртовых, Урусовых, Мишуриных, Новощенковых.

К началу XIX столетия здание Спасо-Преображенского собора изветшало, поэтому по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Мефодия (Смирнова) его и близстоящие деревянные церкви разобрали и в феврале 1812 года начали строительство ныне существующего храма. Проект нового собора разработал выдающийся зодчий того времени, работавший в стиле русского ампира К. И. Росси. Возведение собора продолжалось целых десять лет, для чего использовался не только новый строительный материал, но и некоторые детали разобранных церквей. Главным воплотителем в жизнь проекта К. И. Росси стал его ученик Иван Мокшев, на плечи которого лег весь надзор за строительством.

По завершению работ перед жителями города предстал крестовокупольный трехпрестольный красавец-храм, с возвышающимся над высоким белокаменным цоколем оштукатуренным основным объемом; с фасадами, декорированными портиками с колоннами, пилястрами, лепными карнизами – неотъемлемыми элементами позднего классицизма; с пятью главами, покоящимися на высоких световых барабанах, увенчанных главками с крестами, причем центральный барабан значительно больший по размеру, чем боковые, и также, как собор, декорирован колоннами. Главный престол был торжественно освящен в честь Преображения Господня, южный – во имя святой Иулиании Вяземской, северный – в честь Смоленской иконы Богородицы «Одигитрия».

После того, как в 1841–1842 годах по проекту архитектора И. Ф. Львова рядом со Спасо-Преображенским собором в стиле позднего классицизма была выстроена небольшая теплая Входоиерусалимская церковь, сложился удивительно живописный и одновременно величественный архитектурный ансамбль, ставший украшением правобережной части Торжка.

В 30-х годах минувшего столетия комплекс Спасо-Преображенского собора был закрыт, оба храма разграблены, кощунственно вскрыты и после утеряны мощи святой Иулиании. В советское время здание собора некоторое время использовалось под клуб, после чего его закрыли и в 1973–1976 годах отреставрировали.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор, к сожалению, не действует, но благодаря двум гениям зодчества XIX столетия Карлу Росси и Ивану Львову, создавшим живописный ансамбль, сам собор и прилегающая к нему церковь до сих пор считаются самыми красивыми и нарядными храмами древнего Торжка.
Источник:http://www.bankgorodov.ru/sight/Spaso-Preobrajenskii-sobor-Torjok



Не так давно в храме побывал Губернатор Тверской области, где вместе с настоятелем храма в честь Архангела Михаила, благочинным протоиереем Николаем Алексеевым обсуждался вопрос реставрации собора.
https://360tver.ru/news/2017/01/20/cathedral/



Торжок - город на Тверце.


Tags: Россия, Спаса-Преображения, Тверская область, Торжок, архитектура, история, православие, собор, фотографии, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments